Лестовка и подручник


Молитвенные правила по лестовке.

podruc10
Всё описанное выше устройство лестовки, её символика и смысл, направлены на воспитание в христианах благоговения, любви к Богу и ближним, посредством молитвы. Лестовка чуть ли не «кричит» нам: «молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41).

Не только лестовка приспособлена под молитвенные правила, но существуют также и молитвенные правила, которые согласованы с лестовкой: сколько раз нужно молиться по лестовке утром, днём, вечером; когда и сколько класть земных и/или поясных поклонов, и т.д.
Мы знаем, что лестовка считается мечом духовным. Поэтому, как всякое оружие требует навыка владения им, так и лестовкой надо уметь пользоваться.
Для выполнения молитвенного правила, лестовку берут в левую руку, пропуская бобочки между средним и безымянным пальцами и передвигая их большим пальцем. Такое положение лестовки удобно, практично, и традиционно.
Главнейшей, центральной молитвой в Православии, после «Отче наш», является Исусова молитва: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Очень широкое распространение имеет эта же молитва с добавлением в конце «грешнаго» (или – «грешную», – если женский пол). Также имеют место и сокращённые варианты этой молитвы, например: «Господи Исусе Христе, помилуй мя»; «Господи, помилуй мя грешнаго»; «Господи, помилуй мя»; «Господи, помилуй». Прошение людей у Бога о помиловании многократно встречается как в Ветхом Завете (около 30-ти раз), так и в Новом Завете (около 10-ти). Смысл этих кратких молитв всегда один и тот же: человек признаёт Бога Всемогущим, осознавая своё не достоинство пред Ним, понимает свою греховность и духовную немощь, и просит у Многомилостивого Бога за это прощения и оставления всех своих грехов, принося достойный плод покаяния (т.е. изменения в лучшую сторону).
Выполнение молитвенного правила по лестовке (как, впрочем, и любого другого молитвенного правила) не должно выставляться напоказ, помня о словах Господа: «когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф.6:5). Нельзя кичиться лестовкой, излишне демонстрируя её где надо и где не надо. Но в тоже время, и не надо стесняться лестовки, как не надо стесняться и молиться. Как сказал Господь: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38; Лк.9:26).
Способов молитвы по лестовке существует много. Дальше представляется самый распространённый из них, пришедший к нам из глубины древней Руси.
На первых трёх бобочках (т.е. на каждом из них) читается: «Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже!».
На «Земле» прославляется Пресвятая Троица: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.».
Затем на остальных ста маленьких бобочках читается Исусова молитва: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную).».
На первом большом бобочке читается: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Си.». На втором большом бобочке читается: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии Си.». На третьем читается: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во царствии Си.».
На «Небе», так же, как и на «Земле» прославляется Пресвятая Троица. На последних трёх бобочках, как и на первых, читается «Аллилуия…».
По окончании выполнения молитвенного правила по лестовке, берём лапостки в левую руку и молимся: «Господи, помилуй.» (трижды). Затем передвигаем передвижку и славословим Бога: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.».
Молясь по лестовке, нельзя также забывать и о телесных подвигах – земных и поясных поклонах. Земные поклоны кладутся на аллилуйных и больших ступенях (9 поклонов), а также на первых 12-ти и последних 17-ти ступенях (29 поклонов). Остальные поклоны (на 38-ми и 33-х малых ступенях) выполняются в пояс. Всего получается 71 поясной и 38 земных поклонов. Выполняя земные поклоны, необходимо пользоваться подручниками.
Также выполняются молитвенные правила по лестовке Пресвятой Богородице, заменив Исусову молитву на молитву Царице Небесной: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего.». Кроме того, выполняются молитвенные правила по лестовке
Ангелу-Хранителю: «Ангеле Христов, Хранителю мой святый, спаси мя, грешнаго раба Твоего»; и Иоанну Предтече: «Святыи Великий Иоанне, пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о мне грешнем».
Вот пример молитвенного правила для чтения 10-ти лестовок: первые семь лестовок – Исусу Христу (учёт их легко вести передвижками), восьмая лестовка – Ангелу-Хранителю, девятая лестовка – Иоанну Предтече, и десятая – Пресвятой Богородице.
Кроме приведённых выше примеров, можно выполнять молитвенные правила по лестовке святым угодникам Божиим, например – святому, имя которого носишь, либо святому, какого очень почитаешь, и т.д. Также на больших бобочках христиане могут читать и другие молитвы, кроме приведённых выше – например: «Отче наш», «Достойно есть», «Богородице Дево, радуйся», и пр. В отдельных случаях допускаются и свои молитвы, исходящие от чистого сердца, но только с разрешения духовного отца (духовника).
Молитвенное правило по богородичной лестовке первого типа в наших, традиционных, устоях, выполняется таким образом: начало и окончание – «Аллилуия…», «Слава, и ныне:»; на каждой малой ступени – «Богородице Дево, радуйся…»; на каждой большой ступени – «Отче наш…». По окончании – «Господи, помилуй. Слава, и ныне.».
Молитвенное правило по богородичной лестовке второго типа выполняется так: по традиционной лестнице молятся как обычно (Иисусу Христу, Богородице, Ангелу-Хранителю, святым…), до конца. На дополнительной лестнице всегда молятся Богородице по принципу, описанному в предыдущем абзаце.

Заключительное слово
Как приобретение оружия требует специального разрешения и контроля со стороны соответствующих органов, так и приобретение лестовки, и обращение с ней, требует соответствующего благословения и её освящения. Как оружие требует правильного обращения с ним (есть правила хранения, ношения, транспортировки, применения и т.д.), так и с лестовкой надо обращаться по соответствующим правилам. Например, нельзя носить лестовку на шее, крутить на пальце, цеплять в машинах вместо украшений, хранить рядом с бельём либо инструментами, и т.д., и т.п. Как занятия спортом требуют хорошего тренера и постепенного увеличения нагрузки на спортсмена, так и всякое дополнительное молитвенное правило по чёткам, в том числе и по лестовке, требует духовного наставника, его благословения, и постепенного увеличения молитвенной «нагрузки». Как начинающий спортсмен без тренера может нанести непоправимый вред своему неокрепшему здоровью из-за неправильного режима и чрезмерных нагрузок, так и неокрепший духовно христианин может нанести непоправимый вред своей душе, впав в прелесть, если возьмёт на себя слишком большое молитвенное правило без соответствующей подготовки и согласования с духовником.

Иногда встречаются несведущие люди, которые задают вопросы, типа: «А от чего лестовка защищает?» или «Какую удачу лестовка приносит (деньги, любовь, карьера и т.п.)?». Отвечаю: ни от чего она не защищает, и никакую удачу не приносит. Лестовка – это не талисман, не амулет, и не магический предмет. Лестовку нельзя использовать, как дань моде. Она не является панацеей для спасения души. Лестовку можно сравнить с инструментом, благодаря которому изготавливают различные изделия. Не инструмент изготавливает изделия, но человек изготавливает их с помощью инструмента. Также лестовку можно сравнить с оружием, посредством которого человек защищает свою свободу и независимость. Не оружие защищает человека, но человек защищается при помощи оружия. Поэтому не лестовка спасает человека, а человек может спастись при помощи лестовки. Хотя спасение человека зависит не столько от самого человека, сколько от Бога, ибо «Человекам это не возможно, Богу же возможно всё» (Мф.19:26; Мк.10:27; Лк.18:27). Но без желания самого человека, без его произволения, – спасение невозможно, т.к. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.» (Мф.7:21); «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.» (Иак.2:26); «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (Пет.4:18).

Поэтому надо угождать Богу добрыми делами во все дни нашей жизни, дабы не были обращены к нам слова Господа: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.» (Мф.7:13); «не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.» (Лк.13:27). Нельзя забывать, что только «Претерпевший до конца спасется.» (Мф.10:22; 24:13; Мк.13:13).

В завершение данной статьи хочется сказать следующее.

Догадываюсь, что эта статья может вызвать много споров и укоров в мой адрес как среди христиан разных конфессий и согласий, так и среди атеистов. Хочу заметить, что данная статья о лестовках не претендует на догматическое признание. Она является всего лишь попыткой одного человека сделать краткий обзор множества существующих на сегодняшний день мнений и сомнений в отношении такого чудесного (по другому и не скажешь) молитвенного приспособления, как лестовка. Можно легко найти аргументы и контраргументы, выступающие «за» и «против» высказанных здесь идей и убеждений. Это дело веры и/или неверия. Поэтому прошу не судить меня строго, ибо сказано: «не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1; Лк.6:37).

Потому, дорогие братья и сестры, если у вас будут конструктивные замечания и предложения, с удовольствием их рассмотрю.
Простите меня, Христа ради.
Заранее благодарен, р.б. Николай Бабак.

 

Слово о подручнике.

Занимаясь изучением вопроса о лестовке, мне посчастливилось параллельно столкнуться с целым рядом древних православных традиций, к которым, среди прочих, относится подручник (подрушник).

Во многих религиях мира, ещё с ветхозаветных времён, перед молитвой (либо перед началом культового служения) было заведено омовение тех или иных частей тела. И Христианство в данном вопросе не являлось (да и не является до сих пор) исключением. Разновидностей омовения бывает много. Самые распространённые из них – это омовение рук, омовение лица и омовение ног перед Богослужением. Другой вопрос, что не везде эти традиции сохранились, и не везде эти традиции соблюдаются. Так вот, омовение необходимо в первую очередь для того, чтобы держать в чистоте видимые части тела на протяжении богослужения или молебна, а также келейной (домашней) молитвы.
Возникает закономерный вопрос: как можно сохранить их в чистоте, если придётся класть земные поклоны? Здесь существуют два основных варианта: либо класть земные поклоны «специальными» способами, либо полагать руки на что-то чистое.

Если о существовании и необходимости земных поклонов можно найти довольно много источников (например – «Закон Божий», «Устав о поклонах», «Церковное Око», различные книги, брошюры и статьи, и т.д.), то о «технике» и «культуре» выполнения земных поклонов, к сожалению, «инструкций» и «рекомендаций» в нашей церкви не так много. И данный вопрос, по непонятным причинам, почему-то зачастую обходится стороной.

«Специальные» способы заключаются в том, чтобы свести к минимуму загрязнение частей тела во время земных поклонов. Самый наименее загрязнённый из таких способов выполняется так: левая рука сжимается в кулак, и ставится на пол ребром ладони к низу; этот кулак сверху накрывается ладонью правой руки, и уже внешнюю сторону кисти правой руки молящийся касается лбом. При совершении земного поклона таким способом, пачкается только ребро ладони левой руки. При этом остаются чистыми ладонь и пальцы левой руки, а вместе с ними – правая рука, которой осеняется крестное знамение, а также лоб (чело). Данный способ вполне приемлем в случаях, когда молящийся должен выполнить земной поклон, не имея возможности заранее к нему подготовиться. Жизненных примеров для того может быть много.

Теперь рассмотрим другой вариант выполнения земных поклонов – когда есть возможность положить руки на что-то чистое. Нередко в храмах приходится наблюдать, как некоторые молящиеся, перед выполнением земных поклонов, полагают на пол перед собою: то платочки, то пакетики, то перчатки (если зимой), то ещё что-то. Другие же, при земном поклоне, касаются пола только подушечками пальцев. Некоторые христиане (как правило – женщины) даже «демонстративно» вытирают
после земных поклонов руки влажными салфетками. Во всех вышеописанных случаях нет ничего предосудительного. Даже наоборот – это правильнее, нежели ходить с грязными руками. Только для выполнения земных поклонов, с древних времён, на Святой Руси существовали специальные для этого приспособления: поклонные скамейки, поклонные доски (или по-другому – колодки), а также специально сшитые подручники (подрушники).

Итак, что же такое подручник (подрушник)?
Подручник (от слов «под руки», «для рук») – это специально сшитый небольшой коврик (или тонкая подушечка) квадратной формы (размером 30-40 см.), с простым орнаментом православной символики, предназначенный для положения на него рук, книг и лестовки (чёток) во время земных поклонов во избежание их загрязнения и/или осквернения.

Бытует мнение, что подручник пришёл к нам из Византии, вместе с христианством. Так ли это? Очень даже может быть. Но давайте всё же порассуждаем на эту тему. Итак, как мог образоваться подручник?

Большинство домов, как в Византии, так и в нашей, Рассейской, стороне, имели глиняные полы. Собственно, полами их можно назвать лишь условно. Тогда всё, по чём ходили люди, называлось землёй. Устланные деревянными досками (или, хотя бы, обычными ряднами-половиками) полы могли позволить себе лишь очень немногие люди. Кроме того, в былые времена домашний скот нередко располагался в одном помещении со всей семьёй. Это обеспечивало сохранность скота от воров либо хищников, а также сохранение тепла в холодное время. И вот в таких условиях христиане ставали на молитву. Конечно же, для земных поклонов, надо было что-то постилать. Из некоторых источников известно, что в былые времена на Руси, для выполнения земных поклонов, существовали поклонные колодки и поклонные скамеечки. И те, и другие, могли накрываться подручниками либо другими покрывалами.

Каких-то конкретных («каноничных») условий, требований, инструкций и т.п. к внешнему виду и устройству подручника не существует. Как правило, внешний вид подручников зависит от изобретательности и искусности мастеров, их изготавливающих, а также от местных традиций, где применяются именно ТАКИЕ подручники.
Условно подручник делится на три составных части: лицевую (внешнюю), тыльную (нижнюю) и внутреннюю (среднюю).
Внешние и тыльные части подручников изготавливаются из кожи либо прочной ткани разных цветов. Внешнюю часть подручников зачастую выполняют из более добротного, более дорогого и более качественного материала, чем нижнюю. Но, в тоже время, нижняя часть, как правило, выполняется из более плотного материала, чем верхняя. Если верхняя часть кроме красоты и символики может иметь и тактильные (приятные на ощупь) функции, то нижняя часть имеет только практические функции – такие, как высокая износоустойчивость и влагостойкость. Внутренняя (средняя) часть подручника выполняется из мягкого подкладочного или набивочного материала. Сюда могут относиться: ватин, сентипон, поролон, войлок, материя в несколько слоёв, и т.д., и т.п, и даже конский волос. При необходимости, набивочный материал дополнительно прошивается либо простёгивается, дабы при использовании подручника он всегда держался равномерно по всей площади, а не скатывался и не сбивался.

Иногда на лицевой части подручников для удобства пришивают ручку или петлю, которая не бросается в глаза, и не портит общей картины символики подручника. Делается это, в первую очередь, с гигиенической целью, чтобы, поднимая подручник с пола, не касаться ни к самому полу, ни к тыльной (читай – грязной) его стороне. Нередко в одном из углов подручника делают либо пришивают маленькую петлю для того, чтобы подручник можно было повесить на крючок. Некоторые мастера умудряются даже вшивать кармашки в подрушники, что, впрочем, никак не противоречит традициям.
Лицевая часть подручника изготавливается и/или украшается разными видами рукоделия: аппликацией, вышивкой, шитьём из лоскутов (техникой пэчворк), и т.п. Изготовление и украшение подручников перечисленными техниками рукоделия может осуществляться как в отдельности для каждого подручника, так и в разном их сочетании. Рукоделие всегда приветствовалось в Христианстве, особенно, если оно было во Славу Божию. И в области изготовления подручников, некоторые мастера создают такие экземпляры, которые смело можно назвать художественным произведением.
Цветовая гамма материала, из которого изготавливается лицевая часть подручника, может быть абсолютно разной: от однотонной (простой, или переливчатой) и до цветастой (узорчатой) ткани. Сам подручник может-быть как в двухцветном исполнении, так и в многоцветном. В большинстве случаев подручники всё же изготавливаются из неброских тканей в двух- или трёхцветном исполнении. Зачастую такие подручники изготавливаются для приходов (храмов, часовен, молельных). Но также существуют индивидуальные подручники, несущие в себе всю цветовую гамму радуги со многими оттенками и переливами. Ещё встречаются подручники, которые украшаются различными узорами, изображениями, и даже надписями. Надписи также могут быть самые различные: от написания фамилии и имени владельца подручника, и до написания тропарей (например – Честному и Животворящему Кресту), псалмов (например – 50-го либо 90-го), и молитв (например – Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю). Реже на подручниках встречается даже изображение восьмиконечного креста. О необходимости (позволительности) изображения креста на подручнике бытуют разные мнения, но большинство из них всё же не одобряют такое «разукрашивание» подручников.

Подручник несёт в себе три смысловых значения: гигиеническое, практическое и символическое. Все эти значения могут рассматриваться как в отдельности друг от друга, так и в тесном переплетении друг с другом. Рассмотрим их подробнее.
Гигиеническое значение подручника (подрушника). Гигиена человека делится на две основные категории: гигиена тела и гигиена духа. Если гигиена тела имеет практическое значение, то гигиена духа имеет больше символическое значение.
Каждый человек с детства знает, что быть чистым – это намного лучше, чем быть грязным. Другое дело, как каждый человек к этому относится. Одни моются по несколько раз в день, а другие – по несколько раз в году. Подавляющему большинству людей всегда было приятнее ощущать себя чистым, и всегда было приятнее общаться с опрятными людьми. С гигиенической точки зрения, чистые руки всегда лучше, чем грязные. Даже если они грязные едва заметно. И это естественно.

Примерно те же слова можно сказать и о гигиене духа. Каждый человек хотел бы быть духовно чистым, а не грязным. И гораздо приятнее общаться с духовно чистым человеком, чем наоборот.
О значении гигиены тела в Священном Писании сказано довольно много. Но вот что говорит Сам Господь о значении гигиены духа: «… всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон, а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека.» (Мф.15.17-19). Из сказанного Господом мы видим, что гигиена духа намного важнее гигиены тела. Но это совсем не значит, что гигиеной тела надо пренебрегать, так как «… вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас…» (Кор.3:16).

Когда заводишь речь о необходимости применения подручника, некоторые возражают, говоря, что, дескать, главное душу свою не испачкать… Возразить здесь конечно нельзя. Как говорится – не поспоришь. Но значит ли это, что теперь не надо нам ни мыться, ни стираться, ни убираться…? Думаю, что вряд ли найдутся люди, согласные с таким мнением. И те, кто возражает против применения подручников, сами также моются, стираются, убираются… Посудите сами: утром, восстав ото сна, нам надо умыть лице свое. Как можно умыть (омыть) лице до чистого состояния грязными руками? Правильно – никак. Если мы будем налагать на себя крестное знамение грязными руками, то можем испачкать чело и одежду. Даже не можем, а обязательно испачкаем. Тогда для чего нам надо было умываться? Как любую попытку испачкать изображение Распятия можно считать крестопопирательством, так и наложение на себя крестного знамения грязными руками также можно приравнять к оному. Разве что за редким исключением.

Когда мы идём на приём к высокому начальству, то стараемся выглядеть чистыми и опрятными. Но предстоя пред Богом на молитве, мы тем более должны быть чистыми и опрятными.

Часто в разных храмах, после службы, прихожанам раздают на руки кусочки служебных просфор. Прихожане, как правило, берут их руками. Какие у них (у нас) руки после земных поклонов? А ведь служебная просфора – это часть жертвоприношения Богу, она является освящённым хлебом… Стоит ли брать её немытыми руками? Думаю, что многие скажут «нет».
Например, 41-е Апостольское правило гласит: «Все верные, мужчины и женщины, восстав утром ото сна, прежде чем приняться за какую-либо работу, пусть умоют свои руки и помолятся Богу и, таким образом, пусть приступают к своей работе.».

Гигиеническое назначение подручника кроме всего прочего, тесно переплетается с эстетическим аспектом. Гораздо приятнее видеть перед молящимся человеком специальное приспособление для поклонов, чем газетку либо пакетик.
Практическое значение подручника (подрушника). С практической точки зрения, чистыми руками проще и приятнее (можно сказать – естественнее) выполнять любую деятельность, тем более, когда это связано с осенением себя крестным знамением, необходимостью перелистывать страницы молитвенника (молитвослова), а также необходимостью перебирать ступеньки лестовки (либо узелки вервицы). Практическое значение подручника, кроме описанного выше гигиенического, для каждого может выражаться ещё и по-своему. Например, оно может заключаться в сохранении нормального температурного режима пальцев и кистей рук (к примеру – когда пол бетонный и/или очень холодный). Также всем хорошо известна старая пословица про некоего «дурака», который обязательно разобьёт лоб, если его заставить Богу помолиться. Тем же, кто использует подручники, такие травмы не грозят, не зависимо от их умственных способностей либо дарований.

Оппоненты могут высказать возражение, типа: «Да ладно, бросьте Вы, все эти дурацкие идеи со своими подручниками… зачем они нужны, когда полы и так чистые? Особенно дома….». В таких случаях хочется ответить: примерно следующее: Есть в Православии такие понятия, как «хорошо – и – ещё лучше», «плохо – и – ещё хуже». Так вот, чистый пол – это хорошо, подручник – лучше. Грязный пол – это не очень хорошо, но отсутствие при этом подручника – ещё хуже. Выводы пусть каждый для себя сделает сам.

Практическое назначение подручника ещё тесно переплетается с этическим аспектом. Например, предлагать совершать земные поклоны людям с повышенной брезгливостью не совсем этично. Можно сказать – совсем не этично. Особенно, это касается людей новоначальных.

Символическое значение подручника (подрушника). С символической точки зрения, осенять себя крестом надо только чистыми руками. Мы знаем, что налагая на себя крестное знамение, мы символизируем: 1) освящение нашего ума (когда налагаем персты на чело); 2) освящение наших внутренних чувств (когда налагаем персты на чрево); 3) освящение наших телесных сил (когда налагаем персты правое и левое плечо). Не реально символизировать чистоту и/или освящение чего-либо, когда это «символизирование» выполняется чем-либо нечистым. Также подручник необходим христианам, которые выполняют земные поклоны с лестовкой либо другими видами чёток, особенно, если на них есть крест. При совершении земных поклонов, лестовку (либо другие чётки) как и руки, кладут на подручник, а не на пол, дабы не было попирательства священных символов, и/или креста.

Как мягкий подручник приятен для рук, так и символизирующее им Святое Евангельское Учение приятно сердцу православного христианина. Таким образом, чистый и мягкий подручник напоминает нам о необходимости держать своё сердце в чистоте и не позволять ему черстветь (затвердевать), смиряя его перед Богом и посылаемыми Им жизненными обстоятельствами: «Сердце чисто созижди во мне, Боже… Сердце чисто и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50).
Символизм самого подручника, как правило, заключается в напоминании христианам о разных событиях либо поучениях Святого Писания. Существует не один десяток разновидностей символики подручников. Рассмотрим подробнее самые основные и самые распространённые из них. Квадратная форма подручника символизирует землю (т.е. четыре конца земли, вселенную), где, по словам Господа, «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам…» (Мф.24:14).

1) Самая простая символика подрушника состоит из 4-х частей: четыре равносторонних прямоугольных треугольника, соединённых друг с другом короткими сторонами (катетами), образующих
квадрат. Четыре треугольника символизируют четырёх апостолов-евангелистов: Марка, Матфея, Луку и Иоанна.
2) Следующая символика подрушника состоит из 5-ти частей: четыре полоски, обшивающие квадрат по сторонам (по периметру). Четыре полоски символизируют Евангельское учение 4-х Евангелистов, а квадрат, как было сказано выше, символизирует Землю (Вселенную).
3) Далее рассмотрим сочетание двух предыдущих символик: четыре треугольника, сшитых в квадрат, обшиваются по периметру четырьмя полосками. Получается 8 частей. Толкование данной символики см. п.п. 1 и 2.
4) Также бывает символика подручников, состоящая (или включающая в себя) семь фигур (квадраты, круги, восьмигранники), зачастую семи цветов радуги. Число семь символизирует семь
церковных таинств, семь вселенских соборов, и т.д. Подробнее о числе семь можно прочитать в статье, описывающей символику частей лестовки. Кроме того, семь основных цветов радуги напоминает нам об обетовании Бога: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.» (Быт.9:13-16).
5) Следующая символика подрушника состоит из 9-ти частей – девяти квадратов. Число девять символизирует девять чинов Ангельских, девять Евангельских блаженств (Мф.5:3-11) и девять Господних наставлений (Лк.6:27-31). Зачастую квадраты имеют разную раскраску и вышиваются (сшиваются) в форме креста, что символизирует Распятие Господа и Бога нашего Исуса Христа. Пять квадратов одного цвета символизируют ещё и пять страстей Христовых (арест, суд, бичевание, казнь и Распятие), а также пять ран, которыми был уязвлен Господь при Его Распятии.
6) Далее рассмотрим символику, состоящую из 11-ти частей: семь кругов либо восьмигранников (символику числа семь см. в п. 4), плюс четыре треугольника по углам (символику четырёх треугольников см. в п. 1). Если обшить данную символику полосами (см. п. 2), то получится символика подрушника, состоящая из 15-ти частей.
7) Теперь рассмотрим символику из 12-ти частей: 12 треугольников (восемь в центре и четыре по углам) символизируют 12 апостолов, четыре из которых – евангелисты. Если обшить эту символику окантовкой (см. п. 2), то получится 16 частей. Также в центре из восьми треугольников можно узреть «выложенный» четырьмя треугольниками крест, символизирующий Распятие.
8) Из 15-ти частей также складывается следующая символика: семь квадратов цветов радуги, сложенных «один-в-один», плюс один квадрат из 4-х треугольников (см. п. 1), плюс внешняя обшивка из полос
(см. п. 2). Кроме указанных фигур на таком подручнике можно увидеть девять вложенных друг в друга квадратов (1 – обшивка, + 7 – семь цветных, + 1 – четыре треугольника). О значении числа девять см. п. 5.
9) Рассмотрим символику из 16-ти частей: восемь треугольников в центре да плюс четыре квадрата по углам символизируют 12 апостолов, четыре из которых – Евангелисты. Четыре полоски вокруг центрального квадрата, как в п. 2, символизируют Евангельское учение.
10) Символика из 17-ти частей: центральный квадрат, состоящий из 9-ти квадратов (символику см. в п. 5), обшит окантовкой с четырьмя маленькими угловыми квадратами, как в п. 9.
11) Символика из 18-ти частей: Окантовка, как в п. 2, в центре – квадрат из 9-ти квадратов, как в п. 5, а в центральном квадрате – восьмиугольник,
символизирующий Бога, по углам – четыре треугольника (символизирующие 4-х апостолов-евангелистов), плюс восемь квадратов, вокруг центрального квадрата – двенадцать апостолов. Квадраты, выложенные по сторонам от центрального, образующие крест, символизируют Распятие.
12) Другая символика из 18-ти частей: семь разноцветных восьмиугольников (или кругов) – шесть из них «обычных», а седьмой состоит из восьми треугольников, как в п. 7, плюс четыре треугольника по углам – 12 апостолов. Если обшить это окантовкой из п. 2, то получится символика, состоящая из 22-х частей.
13) Символика из 21 части: Квадрат в центре – символизирует Землю. 12 треугольников вокруг квадрата – символизируют 12 апостолов. Четыре маленьких квадрата по углам подручника символизируют четыре апостола-Евангелиста. Окантовка вокруг подручника символизирует Евангельское учение.
14) Символика из 23-х частей: Семь восьмигранников символизируют Семь церковных таинств. Восемь треугольников вокруг восьмигранника, да плюс четыре квадрата по углам символизируют 12 апостолов, четыре из которых – Евангелисты. Окантовка вокруг подручника символизирует Евангельское учение.
Представленные здесь рисунки не являются «догматическими», а лишь условно показывают варианты распределения цветов и расположения фигур на подручнике. Обращаем внимание, что это лишь ВАРИАНТЫ. Одни из многих сотен. А может даже – и тысяч.

Бывают подручники, состоящие из сотни (и даже сотен) деталей. Например – подручники, которые так или иначе несут на себе практически все символы лестовки – от 4-х лапостков с 7-мю передвижками и до 100 малых ступеней с 9-ю большими. Описание: за основу берётся окантовка с квадратиками по углам (её символику см. выше в п.п. 10, 13, 14). В эту окантовку вшивается квадрат из 100 маленьких квадратиков (10 Х 10 шт.). Причём эти квадратики как правило 4-х цветов: один цвет – на 12 квадратиков; другой цвет – на 38 квадратиков; 3-й цвет – на 33 квадратика; и 4-й цвет – на 17 квадратиков. Каждый из этих квадратиков может состоять из 2-х либо 4-х треугольничков. На получившийся рисунок может равномерно нашиваться 9 (девять) пуговиц, либо бусин, либо других символических предметов (например – широких блёсток). Таким же образом может нашиваться и символика из 7-ми предметов другой формы, другого цвета и другого расположения.

Как видите, вариантов символики, вышитой на подручнике, может быть практически столько, сколько существует православных христиан. И, тем не менее, не смотря на такое огромное разнообразие, главное в подрушниках не техника исполнения и не красота, а их предназначение – это сохранение чистоты рук и чела, а также предохранение от осквернения православных книг и чёток при выполнении земных поклонов. Из этого следует, что подручник необходимо всегда содержать в чистоте.

Каждый раз, когда христианин с сокрушенным сердцем в земном поклоне кладёт свои руки на мягкий подручник, он должен верить, что Бог также «мягок» по отношению к нам, не смотря на наши грехи. Ещё христианин должен помнить о том, что и сам должен быть «мягким» по отношению к другим людям, не смотря на их немощи и страсти. Ибо, как сказал Господь: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.» (Лк.6:31).
Все вышеуказанные значения символики подручников дополнительно возбуждают в человеке ревность к молитве, а значит – и ревность к Богу, Пресвятой Богородице, Честному и Животворящему Кресту, Святым Ангелам, и угодникам Божиим. Пусть это «возбуждение ревности» будет иметь совсем небольшое значение – хоть на десятую долю градуса, хоть на миллиграмм, хоть на миллиметр.., но всё же – это гораздо лучше, чем его отсутствие вызовет движение души к охлаждению.
Любые внешние формы и символы, в которых проявляется либо усматривается религиозная жизнь, ценны и полезны. Но нельзя также забывать, что ценны и полезны они тогда, и только тогда, когда способствуют духовному развитию либо совершенствованию человека, тем самым помогая ему устремляться и приближаться к Богу. Если смотреть только на внешнюю сторону символов, забывая о духовном, то можно впасть в так называемое фарисейство.

На сегодняшний день древняя благочестивая традиция изготавливать и применять подручники сохранилась только у старообрядцев и единоверцев. Как и лестовки, подрушники бывают будничные и праздничные. Как и лестовки, подручники должны храниться в красном углу. Как и всякое благочестивое дело, перед пошивом подручника надо (по крайней мере – желательно) взять благословение у своего духовного отца.
ЕСЛИ (стоя пред иконами на своем обычном месте) благословение к молению испрашиваешь у святых отцов, а не у брата (братьев): Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя (поклон), благословите святии отцы помолиться утреню(часы, и пр.).